В Законодательное Собрание был внесен проект закона о внесении изменений в бюджет 2014 года.
По существу, было предложено сократить ряд государственных программ, в том числе – в области конкретных мероприятий по социальному развитию и развитию инфраструктуры. Это – здравоохранение, образование, социальная поддержка, «Доступная среда», «Дети Кубани», «Содействие занятости населения», культура (сельские клубы и библиотеки), физкультура и спорт, водоснабжение и водоотведение, газификация, энергоснабжение, «Развитие муниципальной инфраструктуры», курорты и туризм.
Всего примерно – на сумму от 800 миллионов рублей и выше. По нашему мнению, такие программы, так же, как и зарплата, должны быть неприкасаемыми, приоритетными. Иначе нет социального развития, то есть того, что является главной целью государственной политики.
Как аргументировались предлагаемые сокращения?
- Большой объем кредиторской задолженности, который нужно как можно быстрее погасить;
- Необходимость завершения «олимпийского проекта»;
- Недополучение в 2013 году налоговых доходов (9 миллиардов налога на прибыль);
- Опережающий рост расходов по сравнению с ростом доходов в последние годы;
- Неблагоприятный общеэкономический фон – спад мировой экономики и падение темпов развития российской экономики.
В принципе – это аргументы объективного порядка. Но в связи с ними возникают, как минимум, два вопроса:
- Первый – о качестве финансового и социально-экономического планирования и прогнозирования. Разве, разрабатывая и внося проект закона о бюджете, вместе с соответствующим индикативным планом, нельзя было предвидеть экономические и финансовые трудности? Почему нам не вносят реальный бюджет?..
- Второй вопрос. Если у нас имеется бюджетный дефицит и нехватка доходов, то почему мы предоставляем налоговые льготы не самым бедным хозяйствующим структурам? Об этом наша фракция уже ставила вопрос – полтора года назад, еще при принятии бюджета на 2013 год. Тогда нас не услышали. Но похоже, там как раз выпадает именно та сумма, которая нам необходима, порядка 9-10 миллиардов рублей.
В целом, считаю, мы имеем дело не с "бюджетом развития", а с "бюджетом выживания". По сути, все сводится к повышению зарплаты, к выполнению майских Указов Президента РФ. Конечно, это важно, мы все – «за», но все остальное: культура, газификация, водопроводы – все это снова отодвигается на «завтра». А разве «завтра» придет другая, лучшая, чем сегодня, экономическая конъюнктура? Начиная с 2009 года, то есть уже пять лет, в крае постоянно пересматриваются государственные программы – в сторону их уменьшения. В газификации от 500 миллионов мы уже дошли до 25, а по сельским клубам – с 200 до 15…
Депутаты нашей фракции убеждены, что нынешняя финансово-бюджетная ситуация в крае сложилась не только вследствие тяжелого «олимпийского проекта», или непредвиденных расходов на преодоление Крымской катастрофы, или каких-то собственных просчетов, но и по причине давно изжившего себя либерального социально-экономического курса российского правительства, которое привело к критическому положению почти все регионы страны и почти все региональные бюджеты. Полтора триллиона государственного долга на конец февраля – вот реальное положение большинства регионов России (в том числе – 122 млрд. рублей – долг Краснодарского края)!..
Такой курс и такой бюджет поддерживать нельзя, поэтому наша фракция 6 марта проголосовала «против» предложенного закона.