Краснодарское краевое отделение КПРФ
Краснодарское краевое
отделение КПРФ

Фракция КПРФ в Госдуме провела парламентские слушания по проблемам ЖКХ

8 февраля 2022, 00:00

7 февраля фракция КПРФ в Государственной Думе провела парламентские слушания на тему: «Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы, решения, совершенствование нормативно-правового регулирования его деятельности».

Вел заседание первый заместитель Руководителя фракции КПРФ Н.В. Коломейцев. Первым выступил Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов. Он сказал:

— Сегодня мы с вами рассматриваем одну из главных тем, которая касается каждого человека, без исключения.  Ведь жилищно-коммунальное хозяйство обслуживает все 150 миллионов российских граждан и гостей страны.

Все российские государи и генсеки особое внимание уделяли этой отрасли. Еще царь Алексей Михайлович в 1649 году выпустил указ «О градском благочинии», то есть, определил порядок работы городского самоуправления. Его сын, Петр I, блестяще продолжил эти традиции. Он заложил новую столицу на берегах Невы, которая соответствовала, в ту пору, всем мировым стандартам. Эти традиции продолжила и Екатерина II. Затем были созданы городские Думы в 1870 году в 509-ти городах Российской империи. И они должны были решать всего три задачи. Первая – образование. Вторая – здравоохранение. И третья – развитое городское хозяйство.

Должен сказать, что советской власти досталось в этой связи довольно любопытное наследство. Уже Второй съезд Советов принял специальное решение о создании Управления по делам местного хозяйства. Это произошло в ноябре 1917 года.

Что досталось советской власти? На 800 городов было 215 водопроводов, 23 канализации, 606 бань и 13 прачечных. Поэтому советская власть взялась тремя руками за создание надлежащих условий для наших граждан. Было построено три сотни новых городов, развивались и строились дороги, коммунальное хозяйство. Но все это прервала война. Она нанесла сокрушительный удар по всей системе жизнеобеспечения. Мы не только потеряли 27 миллионов лучших сынов и дочерей своей державы, отстаивая мир от фашизма и выгоняя захватчиков, но и были полностью разрушены 1710 городов, 70 тысяч сел и деревень. При этом 25 миллионов людей лишились крова. Было уничтожено 6 миллионов зданий, 40 тысяч больниц и 84 тысячи учебных заведений. Но к 1950-му году, всего за пять лет, все, в основном, было восстановлено. И мы первыми в Европе отказались от карточек.

За 18 лет Брежневской эпохи было построено 163 миллиона благоустроенных и современных квартир.

После того, как в 1991 году эти идеи были преданы, начались бесконечные реформы, которые закончились крупным поражением. Реформа промышленности уничтожила 80 тысяч предприятий. Реформа, связанная с образованием и наукой, разгромила лучшую советскую образовательную систему и оставила нас без научно-исследовательской базы. А реформа ЖКХ создала условия для того, чтобы, по данным социологических опросов, две трети населения страны не были довольны этой отраслью.

Поэтому перед правительством и всеми структурами власти сейчас стоит исключительно острая задача: каким образом привести в нормальное состояние эту сферу. При этом ее хотят отдать в руки очередной олигархии, очередных банкиров. Им мало одной ипотеки, но хочется завладеть и коммунальным хозяйством.

ЖКХ на сегодня, это 30% основных фондов. Это полмиллиона километров электросетей и шестьсот тысяч (пятнадцать экваторов) водопроводов и канализационных сетей. В этой сфере работают два миллиона человек. И годовой оборот средств за прошлый год превысил шесть триллионов рублей.

Износ коммунальных систем составляет 58%. Особенно плохая картина в Сибири и на Дальнем Востоке. Но я был просто потрясен данными по Крыму. В Евпатории износ составляет 90%. Хотя это один из лучших курортных городов. В Судаке и Симферополе положение мало, чем лучше.

Резко выросла аварийность: с 90-х годов – в шесть раз. При этом сокращаются дотации государства. Казалось бы, в сферу ЖКХ надо вкладывать средства, ведь это касается каждого человека, и, тем не менее, дотации сокращаются, а долги растут как снежный ком. Они составляют уже полтора триллиона, из них девятьсот миллиардов должны граждане. Но им нечем платить, ведь в стране двадцать миллионов нищих, а каждый второй имеет зарплату меньше девятнадцати тысяч рублей.

Сегодня в замене нуждается 31% теплосетей, 44% водопроводов, 46% канализационных сетей, и почти каждый пятый лифт является аварийным. Для того, чтобы исправить ситуацию, нужны гигантские деньги. И никакое государственно-частное партнерство здесь не спасет! Поэтому, хочу, чтобы это услышало и правительство, и премьер Мишустин.

Короче говоря, надо восстанавливать процесс управления отраслью. Она должна иметь централизованное управление.

У нас подготовлены соответствующие законодательные инициативы, включая бюджет развития и отраслевые программы. Их готовила наша высокопрофессиональная команда. Наши предложения внесены в Государственную Думу, и мы уже при рассмотрении текущего бюджета настаивали на том, чтобы максимально увеличить расходы на ЖКХ.

Никакие попытки приватизировать МУПы и ГУПы и уничтожить местное самоуправление ни к чему хорошему не приведут. Ситуация станет только ухудшаться. Поэтому я приглашаю вас к серьезному обсуждению этих проблем, к подготовке соответствующих рекомендаций и внесению их в правительство нашей страны.

***

Затем выступил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Н.В. Арефьев. Он подробно рассказал о нынешних проблемах коммунального хозяйства. Так, в некоторых регионах на 80-90% все сети в ЖКХ изношены и требуют срочной замены. Средний износ коммунальных сетей по стране по последним данным составил 58%.

Депутат считает, что государство обязано помочь населению содержать коммунальное хозяйство. Он категорически против передачи предприятий ЖКХ в частные руки.  Он мотивирует это тем, что частный бизнес в сфере ЖКХ заинтересован в получении высокой прибыли при сокращении затрат, вкладываемых в эту сферу. Дальнейшая приватизация предприятий ЖКХ приведет к их разграблению мародерами.

Смена собственника коммунальных предприятий зачастую сопровождается рассылкой извещений добросовестным потребителям с указанием задолженности по оплате платежей на десятки тысяч рублей. И ни в чем не повинные люди должны бросать все дела и доказывать в судах свою правоту. Этот коммунальный террор неоднократно приводил пожилых людей к смерти.

Как считают эксперты, около 30% компаний имеют основной заработок не от оказания жилищных услуг гражданам и управления многоквартирным домом, а от прокрутки средств жителей на счетах, которые те исправно в срок платят за все услуги.

Коммунальное хозяйство – это не та отрасль, которая может приносить прибыль и в котором должна быть конкуренция. Предприятия ЖКХ необходимо освободить от налогов, поскольку работают они на деньги граждан, с которых уже уплачены все налоги, а двойное налогообложение не допускается. По расчетам Н.В. Арефьева, отмена налогов приведет к двукратному снижению тарифов для населения. Тарифы ЖКХ не должны превышать 7% от семейного дохода наших граждан. Кстати, об этом же говорится в предвыборной программе КПРФ.

Затем слово предоставили первому заместителю Председателя Комитета ГД по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Р.М. Лябихову. Роман Михайлович заострил внимание на проблеме очистки стоков.  По его данным, в Москве стоки очищаются на 100%, в Санкт-Петербурге – на 99%, а в провинции до сих пор кое-где сохраняются выгребные ямы. По действующим нормам, для очистки стоков на 50 тысяч жителей потребуются около 1 миллиарда рублей.  Для местных бюджетов это неподъемные деньги. Кроме недофинансирования отрасли депутат перечислил другие проблемы: это недостаток опытных кадров и негибкий подход к нормированию.

Слово также было предоставлено первому заместителю Председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, кандидату юридических наук Ю.П. Синельщикову.  Юрий Петрович рассказал о преступлениях, совершенных в сфере в ЖКХ. За 9 месяцев 2020 года подразделениями органов внутренних дел были выявлены свыше трех тысяч преступлений, из которых более половины коррупционной направленности, размер причиненного ущерба составил почти три миллиарда рублей. И это не удивительно, так как годовой оборот сферы ЖКХ составляет около четырех триллионов рублей.

Бесконечное реформирование системы ЖКХ и неконкретность принятых законов, регулирующих отношения в этой отрасли, привели к другим массовым нарушениям, злоупотреблениям и прямым хищениям, особенно в сфере финансов коммунального хозяйства.

По данным Ю.П. Синельщикова, правоохранительные органы фиксируют только одно из десяти преступлений в сфере ЖКХ. Статистика говорит о том, что самый высокий уровень преступности – в тех регионах, где ниже показатель уровня жизни населения. Для снижения преступности в сфере ЖКХ необходимо усилить роль государства в коммунальном хозяйстве.

***

Выступил и представитель Краснодарского края, депутат фракции КПРФ краевого Заксобрания, член Бюро крайкома партии И.А. Жилищиков. Большую часть своего выступления он посвятил проблеме обеспечения региона пресной водой, включая оценку и переоценку запасов подземных вод. По словам депутата, последняя объективная всеобъемлющая оценка запасов воды в крае проводилась в 80-х годах прошлого века, а фрагментарные исследования не позволяют сделать полноценных выводов о величине, качестве, составе, географии расположения источников подземных вод. При этом подавляющее число предприятий, осуществляющих централизованное водоснабжение, поднимают воду именно из скважин. По последним оценкам, Кубань стала вододефицитным регионом.     

Переоценка запасов воды в крае, отметил И.А. Жилищиков, необходима для 2000 водозаборных скважин, стоимость работ составляет порядка 1 млрд. рублей. В итоге только 3 крупнейших предприятия отрасли смогли произвести переоценку запасов, а 165 действующих муниципальных предприятий средств на подобные работы не имеют. И проблема уже давно вышла за рамки края. Объективно российское государство не знает и не располагает реальными данными о запасах питьевых подземных вод, что являет собой уже проблему стратегического развития. Нужны, считает депутат-коммунист, изменения в нормативные акты. Обязанность по полноценной и всеобъемлющей оценке запасов пресной воды в целом по территории Российской Федерации можно было возложить на федеральный орган исполнительной власти, – например, на Министерство природных ресурсов и экологии, либо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, И.А. Жилищиков затронул другие проблемы отрасли ЖКХ, – такие, как приборы учета, обращение с жидкими бытовыми отходами, состав сточных вод, и внес предложения по их решению.

***

Выступили и другие участники парламентских слушаний, включая представителей разных политических партий. Затем были приняты рекомендации, которые будут направлены Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, а также органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. В числе выводов содержатся следующие:

— Коммунальное хозяйство по определению является общественным, муниципальным и не может принадлежать частным лицам. Следовательно, необходимо возвратить в муниципальную и государственную собственность все объекты коммунального хозяйства, изъяв их у недобросовестных собственников, арендаторов и концессионеров.

— Государство обязано осуществлять политику благоустройства жилья, оснащения его всеми удобствами на основе муниципального управления и государственного контроля над ценообразованием в этой отрасли хозяйства.

Эти выводы были поддержаны единогласно.