25 января на пленарном заседании Государственной Думы рассматривался в первом чтении проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
Считая данный законопроект очередной антинародной реформой, затеянной партией власти, депутаты фракции КПРФ в самом начале заседания предприняли попытку исключить его из повестки дня. Были внесены соответствующие предложения, однако за исключение проголосовали только 99 человек, то есть документ остался в повестке.
Тогда коммунист-депутат Н.И. Осадчий, первый секретарь Краснодарского краевого Комитета КПРФ, обратившись к председателю Госдумы, предложил установить не сокращенный, как хотели единороссы, а развернутый порядок обсуждения законопроекта. «Если вы не желаете снять его с рассмотрения, то, по крайней мере, нужно провести детальное обсуждение, не ограничивая количество вопросов и выступлений. В начале 2000-х годов, когда разрабатывался и принимался 131-й федеральный закон об общих принципах самоуправления, депутатами Законодательного Собрания края, стопроцентно избранными по одномандатным округам, то есть непосредственно населением районов и городов, была проведена огромная работа по применению нового законодательства. Изучались возможные границы сельских и городских поседений, вопросы разграничения муниципального имущества, многие конкретные проблемы – с выездом на место. А теперь, когда система местного самоуправления худо-бедно устоялась, предлагается ее разрушить, причем быстро и скоро. Не следует торопиться – нужно рассмотреть все аспекты и последствия таких решений», – сказал Н.И. Осадчий.
Не было поддержано и это предложение. А затем дело дошло до обсуждения законопроекта. Докладчиком был депутат от «Единой России» П.В. Крашенинников. Ему, в соответствии с установленным регламентом, задали вопросы и выступили по этому законопроекту депутаты фракции КПРФ: О.А. Михайлов, Р.И. Сулейманов, А.В. Куринный, Г.П. Камнев.
Коммунисты-депутаты отмечали, что внесенный законопроект предлагает обрубить у дерева корни, то есть устранить низовые звенья. Между тем Франция территориально составляет одну четверть от Красноярского края. Там – 36750 органов местного самоуправления. В Германии – более 30 тысяч.
Произойдет дальнейшее отчуждение власти от народа, говорили депутаты КПРФ. И здесь – противоречие с 12-й статьей Конституции, в которой говорится, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти, но по факту идет строительство вертикали государственной власти сверху донизу. Но такая вертикаль эффективно работает только в условиях военного времени. В мирное время она перегружается, и тогда даже по простым вопросам гражданам приходится напрямую обращаться к президенту, что и наблюдалось в последние годы. Это – тревожный симптом.
Предлагаемая реформа, подобно тому, как «оптимизация» медицинских учреждений разрушила сельскую медицину, сделала ее недоступной для многих селян, уничтожит управление на селе, и тогда наступит хаос, вымирание села пойдет еще более быстрыми темпами. Предполагается, что все вопросы могут решаться на низовом уровне – за счет территориального общественного самоуправления (ТОС). На практике это означает: за счет средств жителей…
Главной проблемой местного самоуправления в его нынешнем виде, отмечали коммунисты, является его хроническое недофинансирование. Дотации для местного самоуправления составляют 80-90%. Но это вопрос не системы местного самоуправления, а государственной налогово-бюджетной политики, и его можно решить. Уже почти двадцать лет представители партии власти обещали, что вот-вот будет принят специальный закон о финансово-экономических гарантиях местного самоуправления, однако этот закон так и не появился, источники наполнения местных бюджетов мизерны, и в ряде случаев их хватает только на содержание домов культуры и на зарплату работникам сельской администрации.
Существует проблема перераспределения полномочий – между регионами и муниципалитетами, но этот вопрос тоже можно решить. Существует проблема кадров и компетенции, и это решаемо. Но новый закон ни одной из этих проблем не решает. Он только создаст дополнительные трудности для граждан, которым теперь на местах, в селах и хуторах, не к кому будет обратиться за решением своих вопросов, а придется ездить в центры «муниципальных округов» (по-старому, райцентры), за несколько десятков километров.
Несмотря на всю эту аргументацию, законопроект был поставлен на голосование. «За» принятие высказались единороссы, «Новые люди» и ЛДПР. «Против» проголосовали депутаты фракции КПРФ и «эсеры», всего 77 человек.