Краснодарское краевое отделение КПРФ
Краснодарское краевое
отделение КПРФ

Депутаты КПРФ не поддержали в первом чтении проект Закона о краевом бюджете на 2023-2025 годы

25 ноября 2022, 00:00

Состоялась очередное пленарное заседание Законодательного Собрания Краснодарского края. Одним из ключевых вопросов стало рассмотрение – в первом чтении – проекта закона о краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

По данным краевого министерства финансов, общий объем доходов в 2023 году составит 380,5 млрд рублей, расходов – 437 млрд рублей. Налоговые и неналоговые доходы бюджета на 2023 год предусмотрены в объеме 306,7 млрд рублей. В 2024 и 2025 годах планируется прирост налоговых и неналоговых доходов к предыдущему году – 3,0% и 6,2% соответственно.

В расходах предусмотрена индексация социальных выплат отдельным категориям граждан на 5,5%, стипендий – на 4%, а также повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.

В ходе обсуждения законопроекта выступили представители парламентских фракций.

Руководитель фракции КПРФ, секретарь крайкома партии Павел Соколенко отметил, как и накануне на парламентских слушаниях, что фракция не поддержит представленный законопроект. При этом коммунист-депутат озвучил ряд предложений для включения в документ ко второму чтению.

П.В. Соколенко:

— Депутаты фракции КПРФ внимательно изучили разработанный и внесенный краевой администрацией к первому чтению проект закона «О краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Мы подготовили ряд предложений и надеемся на то, что ко второму чтению они будут учтены в итоговом документе. Однако впервом чтении наша фракция не поддержит закон, поскольку в нем не учтены принципиальные моменты.

По доходной части. Разработчики предлагают установить доход на 2023 год в размере 380,5 млрд. рублей, или рост на 4,9 %.По статье «Налоговые и неналоговые доходы» предлагается рост на 21,2 млрд. рублей, или 7,4 %. Рост доходов по этой строке – положительный факт. Однако, по официальным данным, инфляция на конец октября текущего года составила 12,4 процентов, и, таким образом, в проекте краевого бюджета на следующий год закладывается увеличение доходов ниже уровня годовой инфляции, а в реальности инфляция и рост цен по итогам 2022 года будут ещё выше.

В связи с этим мы предлагаем по строке «Налоговые и неналоговые доходы» заложить следующие показатели: на 2023 год – 321,2 млрд. рублей; на 2024 год – 343,6 млрд. рублей; на 2025 год – 360,8 млрд. рублей.

Основой расчетов прогнозируемого объема доходов являются, в частности, прогнозы социально-экономического развития края на среднесрочную перспективу, и эти показатели необходимо еще раз проанализировать и принять ряд мер по их пересмотру в сторону увеличения.

Далее. По налоговым и неналоговым доходам закладывается снижение динамики роста: доходы от акцизов по итогам 2022 года ожидаются с ростом в 15,8 процентов, а на 2023 год рост закладывается меньше – в размере 3,1 процента. Налог на имущество организаций – один из ключевых доходов бюджета – по итогам 2022 года ожидается с ростом в 3,2 процентов, а на 2023 год планируется рост 0,5 процента. По семи статьям доходов разработчики закладывают от небольшого до существенного снижения по сравнению с 2022 годом.

Наша фракция отмечает, что разработчики бюджета в проекте закона учли критические замечания прошлых лет и улучшили многие проектные показатели по доходной части. Тем не менее по ряду доходов есть перспективы роста гораздо выше запланированных в проекте…

По расходной части. Разработчиками заложен рост, но увеличение идет в основном на два раздела: «Резервный фонд губернатора» и «Жилищно-коммунальное хозяйство».В то же время проекте Закона предусмотрено снижение финансирования по 16 государственным программам из 26, что, наш взгляд, недопустимо при росте доходов.

Также по расходной части бюджета на 2023 год мы предлагаем следующее.

Первое– по зарплате учителей. Указом Президента РФ установлено, что зарплата педагога должна быть не ниже средней заработной платы по региону, которая на сегодняшний день составляет 37,7 тыс. рублей. Однако в крае достижение показателей Указа реализуется исключительно путем увеличения нагрузки на учителя: например, в Краснодаре педагоги берут на себя нагрузку в 1,7 раза больше, чем положено, и только так они могут получить соответствующую зарплату!..

И такая ситуация с оплатой труда учителей – по всему краю. Невысокая зарплата является основной причиной низкого престижа профессии. Но по итогам парламентских слушаний министерство финансов добавляет на следующий год на зарплату учителей всего лишь 1,2 млрд. рублей и, ко второму чтению, плюс еще 891 млн. рублей. Итоговый рост в размере 2,1 млрд рублей крайне недостаточен. Это даст в среднем рост зарплаты педагогам в 2023 год в районе 2 800 рублей, что недостаточно. Наша фракция предлагает дополнительно направить на эти цели 14,4 млрд. рублей. Только при таких расходах мы приведем среднюю зарплату по региону к одной ставке педагога.

Второе  – по строительству школ. Численность школьников в крае из года в год растет: так, на 1 сентября текущего года их 730 тысяч. Несмотря на строительство школ, в крае растет число обучающихся во вторую и даже в третью смену. На сегодня темпы прироста численности учеников в 2-3 раза опережают темпы ввода новых мест в школах. Чтобы перевести на односменный режим обучения, необходимо, начиная с 2023 года, вводить ежегодно минимум 46 тысяч мест, то есть строить 30 школ мощностью 1550 мест каждая. Только при такой динамике мы выполним к 2030 году показатели по односменному режиму обучения.

Но пока динамика другая: в 2021 году введено 8 338 дополнительных мест; в 2022 году должны ввести 17 новых школ на 14 500 мест; по информации минфина, в 2023 году на эти цели добавят 3,5 млрд. рублей, чего хватит примерно на 19 школ. Наше предложение: предусмотреть на указанные цели общее финансирование, начиная с 2023 года, в размере 36 млрд. рублей…

Еще раз подчеркну: наша фракция не поддержит проект краевого бюджета в первом чтении!..