Краснодарское краевое отделение КПРФ
Краснодарское краевое
отделение КПРФ

О проблемах подписки на печатные средства массовой информации

3 октября 2014, 00:00

Осадчий
Николай Иванович

В Геленджике состоялся «круглый стол» на тему: «Подписка на печатные СМИ: проблемы и перспективы». Его организовали Союз журналистов Краснодарского края вместе с краевым департаментом печати и массовых коммуникаций. В заседании приняли участие руководители ряда российских и кубанских СМИ, представители ФГУП «Почта России» и Законодательного Собрания края.

В основном в ходе "круглого стола" говорилось о том, что у почты в ее нынешнем состоянии не хватает мощностей и ресурсов для сохранения расценок на доставку газет и журналов. Как выход, предлагалось государственное субсидирование соответствующих услуг. Тут, правда, надо определиться: кого субсидировать - почту или печатные СМИ. Как говорится, возможны варианты.

Но все это, по большому счету, разговор о последствиях. А надо попытаться понять причины падения уровня подписки. Чаще всего здесь говорят о технологических и культурных факторах, то есть, скажем, о росте влияния Интернет-ресурса как источника информации или о снижении культурного уровня, грамотности, интереса к чтению. Это, конечно, следует иметь в виду, но этого недостаточно. Мало ограничиться и простым указанием на то, что, дескать выросли тарифы на услуги почты по доставке газет населению.

Считаю, что в падении объемов подписки, прежде всего, отражается такой факт, как социальное расслоение общества, рост бедности, снижение уровня реальных доходов большинства населения, то есть его платежеспособности. Когда растут цены на подписку, здесь заключено и то, что увеличились тарифы на потребление энерго-ресурсов – газ или электричество.

И, наконец, спад интереса к общественно-политическим газетам, – а «желтую прессу», газеты про всяческие скандалы, или, например, дачные издания продолжают читать, – обусловлен известной политической апатией, снижением степени доверия граждан к большинству институтов политической и избирательной системы в России, к тому, что что-либо можно изменить демократическим путем. Сколько избирателей – реально, а не в отчетах и протоколах – приходит на выборы и голосует?..

Поэтому выход – возвращение интереса и желания подписывать и вообще читать газеты – заключается не только в государственной поддержке СМИ или «Почты России». Одни эти меры не спасут. Решение проблемы – только комплексное: рост уровня жизни граждан, преодоление бедности, чистота выборных кампаний, подъем культурного уровня и так далее.